ОПЫТ РАЗДВОЕНИЯ |
В Театре им. Моссовета премьера. Жанр спектакля «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» режиссер Павел Хомский обозначил как «музыкальная драма», а главную роль (или партию) поручил Александру Домогарову. Безусловно, Домогаров профессионал настоящий, только поющим мы его еще не видели. Поэтому было страшно интересно узнать о его собственных впечатлениях от встречи с новым для него жанром. - Скажите, Александр, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» - это ваш выбор? - В том числе и мой. Четыре года назад был выпущен «Сирано де Бержерак», но только год спустя главный режиссер театра Павел Хомский начал заговаривать о следующей работе. Должен признаться, что после великой пьесы Ростана многие другие стали казаться мне мелкими, а материалы представлялись отыгранными, вторичными. Думали о «Тени», которая на тот момент не игралась уже четверть века, и вдруг Павел Осипович привез из Америки «Доктора Джекила и мистера Хайда». - Что именно привлекло вас в предложенной постановке? - То, что, прослушав музыку, я не смог напеть ни единого шлягера. Поначалу мне показалось, что их там нет. Стилистически музыка напоминает симфоническую, в роковой обработке. Шлягеры там, несомненно, есть, но, выйдя из зала, их сходу не насвистишь. Очевидная трудность материала было первое, что меня привлекло. Второе – сама история. Перечитав повесть Стивенсона, я понял, что это глубокое философское эссе, и мне захотелось с точки зрения 40-летнего человека поразмышлять о главном, а именно о том, что такое хорошо и что такое плохо. Что мы носим в себе, что скрываем и какими рождаемся на свет – добрыми или злыми. В пьесе множество намеков, полунамеков, ассоциаций и, конечно, музыка, которая сообщает зрелищу огромный энергетический заряд, – все это трудно, но ужасно интересно. - Существует несколько киноверсий этой повести, вы их видели? - Видел американскую, очень старую экранизацию, видел русский фильм со Смоктуновским – впечатление, что за основу приняты разные истории. Пьеса, которую играем мы, ближе к американской адаптации. Надо сказать, что драматургический материал довольно банален, но, положенный на музыку, впечатляет. В спектакле 38 музыкальных номеров, длится он в общей сложности более 2,5 часов. Для актеров это невероятно тяжело. - Вы поете на сцене впервые. Какие у вас ощущения? - Это очень трудно. Огромная голосовая нагрузка, которая поначалу казалась неодолимой. Но ничего, глаза страшатся – руки делают. Основная проблема заключается в пении под фонограмму. К ней надо приспособиться, она не даст лишней паузы, передышки, не подыграет. Вообще, привыкание к технике сейчас заботит меня больше всего. Микрофон заливает потом, он цепляется за волосы – этого нужно избежать, добиться чистоты рисунка, чтобы не смазать впечатление. - Спектакль помогает постичь самого себя, разобраться с собственными бесами? - Не скрою, после прогона ходил в церковь – дьявольское начало в моем персонаже присутствует несомненно. Увы, оно чрезвычайно притягательно. - Как вы думаете, почему? - Это необъяснимо. Зло притягательно изначально – такова природа человека. В эпизодах мистера Хайда есть такой текст: «…Я законы добра отменю, я предам вас огню и мечу, теперь я ваш высший судья, этим миром правлю я!..» От одного только допущения совершенной вседозволенности, оттого, что я как бы волен делать все что угодно – в душе шевелится что-то страшное. И совладать с этим невероятно трудно. - Вам кажется, что постановка подоспела ко времени? - Думаю, это всегда ко времени. История хорошего человека, который решил сделать людям добро, избавив их от зла. Эксперимент удался, вот только темная часть души не исчезла. Она, как выясняется, неистребима. В конце спектакля написана, может быть, самая сложная для меня сцена, где я одновременно существую в двух ипостасях: одна моя половина – Хайд, другая – Джекил. И психологически, и вокально - это сложнейшая партия, которая поется одним человеком, но разными голосами. Добро и зло делят человека, рвут его на части. Разве не это происходит с нами? - Александр, вы мистик? Вам кажется, что спектакль - какой-то этап жизни, что он возник и родился неспроста? - Все роли приходили ко мне именно так. Созрел - появляется нечто определяющее последующую жизнь. В 1995-м «Мой бедный Марат» делали к 50-летию Победы, думал – год поиграем и забудем. Спектакль идет вот уже 10 лет – им и ознаменовался мой уход из Театра Армии. Два года спустя «Милый друг» - снова веха, дебют на Большой сцене Театра Моссовета. Еще через два «Нижинский» в Театре на Малой Бронной - веха, еще через три «Сирано» - важнейшая веха, теперь «Джекил и Хайд». Хочу надеяться, что проходных и бессмысленных работ в этом списке нет. - Антрепризными предложениями, наверное, заваливают? - Зовут, да я отказываюсь. - Почему? Нет серьезных ролей? - Бывали. В частности, предлагали Мастера в «Мастере и Маргарите», но я предпочитаю заниматься чем-то одним. Я, грешный, думаю, что скрипачу лучше играть на скрипке и не лезть в акробатику. Служу в Театре Моссовета, и мне это нравится. Если бы я был здесь не востребован, вероятно, искал бы работу, но, к счастью, работы у меня достаточно. Дай бог делать хорошо то, что уже есть. Словом, в театре я реализуюсь полностью. - А в кино? - В кино сложнее. Редко попадается качественный материал. Мне не стыдно ни за одну мою картину. «Бандитский Петербург» и «Марш Турецкого» не исключение, хотя за них мне более всего достается от критики. Когда вышел «Сирано», кто-то сердито написал, что Турецкому приклеили нос. Впрочем, я их простил… - В работах коллег, особенно в сериалах, что-то нравится? - Кое-что смотрю, когда выдается время. Качество видно сразу. Сейчас идет «Гибель империи» Хотиненко. Посмотрел - тут же позвонил Балуеву, поздравил – по-моему, это очень хорошее кино. Сразу видно, что оно сделано мастерски, что умно снимает камера, что работал настоящий режиссер. Получается продукт, который не только приятно смотреть - в котором приятно копаться, замечая, что дышит и второй план, и третий, равнодушных статистов там нет. «Холостяков» смотрел – порадовался за ребят, смотрел «Брежнева» – очень понравилось. - Вы один из самых удачливых и самых снимаемых актеров, за плечами более 40 картин. Все мечты исполнились или хочется чего-то еще? - Есть одно желание - надеюсь, что случится, – кино о Колчаке, о его любви и о его России. Великий был человек! Бог даст, будет снято 12 серий и как производная - прокатный фильм. P.S. Уже распрощавшись с артистом, я не удержался и спросил: - Как вам кажется, в России когда-нибудь появятся вновь люди чести? - Надеюсь, - ответил Александр. И, подумав, серьезно добавил: - Мне кажется, что понятия чести и совести в русских людях заложены генетически. Вопрос только в том, когда проснутся гены. Мне кажется, их пора будить. Андрей Васильев журнал "Ваш досуг" № 16, апрель-май 2005 года |